История группы
Аквариум
Эта группа во
главе со своим харизматическим лидером - автором песен, поэтом и певцом
Борисом Гребенщиковым - занимает в истории отечественного рока особое место.
Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен,
оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений
слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего
рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный
феномен.
<АКВАРИУМ> создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952,
Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского
университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий
<Джордж> Гуницкий. На первых порах <АКВАРИУМ> существовал не столько как
реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его
соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда. Поначалу,
будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной
группой, <АКВАРИУМ> долго не мог обрести устойчивую форму и состав,
разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского
университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), репертуар
которого опирался на пьесы Гуницкого.
Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время
ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две
песни Кэта Стивенса. Сам же <АКВАРИУМ> (после длительных репетиций и редких
появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей <Дюша>
Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил <Фан> Васильев и Гуницкий
(барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для <БОЛЬШОГО
ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА> (<БЖК>), и привлек внимание публики весьма
экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением
играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников
питерской рок-сцены. Место окончательно выбравшего театр Гуницкого после
серии случайных замен занял Михаил <Майкл> Кордюков (экс-<КОЧЕВНИКИ>, <ИДЕЯ
ФИКС>, <БЖК>, <ГОЛЬФСТРИМ> и т. д.); из акустико-фольклорных <АКВАРЕЛЕЙ>
пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый,
правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом
музыкальной формулы <АКВАРИУМА>. В середине 70-х годов группа регулярно
выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и
несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным
коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила
основу одной из важнейших традиций питерского рока - праздников и концертов,
приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.
В том же году <АКВАРИУМ> по собственному почину отправился на таллинский
рок-фестиваль, где даже получил приз <за самую разнообразную программу>, а
чуть позже впервые посетил Москву. Кордюкова сменили последовательно
Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы <КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ>),
некоторое время с <АКВАРИУМОМ> пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в
армию <Фан>, и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе
появился студент консерватории Александр <Фагот> Александров (фагот), но
полгода спустя он - вместе с Романовым - тоже ушел в армию, откуда незадолго
до этого вернулся Васильев.
Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически
присоединялись Кордюков и Михаил <Майк> Науменко (гитара, вокал), <АКВАРИУМ>
выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел
мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ
и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля.
В этот период творчество <АКВАРИУМА> испытало мощное воздействие новой волны
- прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа
продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь
1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы
сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими
текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт <АКВАРИУМА> был отснят
финским телевидением, их на <ура> приняли радикально настроенные музыканты и
журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении
- время подобной музыки еще не пришло.
Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман (<ЗАРОК>, позднее
<ЗООПАРК>, <АЛЛЕГРО> и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий <Рыжий Черт>
Гусев (гармоника). <АКВАРИУМ> снова вернулся к полуакустическому звучанию. В
конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей
дальнейшей судьбы группы сотрудничество <АКВАРИУМА> с музыкантом и
звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить
самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. <АКВАРИУМ> оказался для
него благодатным материалом. Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта
1981), членом которого <АКВАРИУМ> стал с первых дней, почти совпало с
выходом их первой студийной работы с Тропилло, <Синего Альбома>. Несмотря на
ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам,
для <АКВАРИУМА> это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но
нереального раньше.
Состав группы продолжал меняться: исчезли Гусев (позже с <ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ>
и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в <ЗВУКАХ МУ>);
весной 1981 из <ПИКНИКА> пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе
работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика
был привлечен Сергей Курехин, известный как на рок-сцене, так и в мире
джаза. Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви (<ТАМБУРИН>),
певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии
<АКВАРИУМА> альбома <Треугольник> (1981).
Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к
основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в
<АКВАРИУМЕ> один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-<НУ
ПОГОДИ>), Петр Трощенков (барабаны; экс-<ПИКНИК>), Игорь Бутман (саксофон).
Каждый новый альбом группы (<Табу> в 1982, <Радио Африка> в 1983) раздвигал
ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в
рок-музыкальных кругах всей страны.
Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: <важна
не форма, а содержание>, БГ и компания решительно экспериментировали как со
стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный
язык, прошла через увлечения психоделией, фолк-барокко, хард-, арт- и
джаз-роком, панком, реггей, <новой волной> и т. д.), так и с составом
(вследствие чего <АКВАРИУМ> мог выглядеть на сцене как струнный квартет,
джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией
духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и
безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного
звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов <АКВАРИУМ>
некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным
и В. Пономаревой. Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях
Курехина.
В 1983-84 <АКВАРИУМ> становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба,
в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984
скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая
Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное
противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело
кончилось тем, что осенью 1984 <АКВАРИУМ> фактически распался. Курехин
выступал со своим экспериментальным оркестром <ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА>, Ляпин -
с собственным блюз-бэндом <ТЕЛЕ У>, Васильев присоединился к <ЗООПАРКУ>.
Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков,
Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом
Владимир Пономарев), <АКВАРИУМ> несмотря на всю свою звездность, прозвучал
сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу
звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина
(<ДЖУНГЛИ>), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же
непродуктивной.
В сентябре 1985 <АКВАРИУМ>, к вящему удовольствию армии его почитателей, был
реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе,
который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был - в знак заслуг
перед питерским рок-н-роллом - отмечен его <Гран-при>.
Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом Red
Wave, одна из сторон которого была предоставлена <АКВАРИУМУ>. Западная
пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от
отечественной, однако времена менялись - началась эпоха гласности и
перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными
концертами во Дворце спорта <Юбилейный> (что стало знаком легализации как
самого <АКВАРИУМА>, так и всего отечественного рока), а также участвует в
совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в
ДК МЭИ (Москва). По инициативе Тропилло фирма <Мелодия> выпустила два
альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине
Сергея Соловьева <АССА> (что заложило фундамент длительного сотрудничества
режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась <аквариумания> - шумиха в
прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в
<Огоньке> Андрея Вознесенского <Белые ночи Бориса Гребенщикова>. В струнную
группу <АКВАРИУМА> были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей <Рюша> Решетин
(скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы
восторженных поклонников.
В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией
CBS/Columbia. В июне <АКВАРИУМ> посетил Канаду, где выступил на
организованном обществом <Врачи за безъядерный мир> концерте в монреальском
зале Forum. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за
границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных
проектов.
Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных
планов: Ляпин организовал свои <ОПЫТЫ>, с которыми гастролировал по всей
стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей
Щураков объединились под именем <ТРИЛИСТНИК>, Воропаев выступал с
коломенской группой <АДО>.
Песни <АКВАРИУМА> звучали в фильмах <Иванов> (режиссеры А. Нехорошев, А.
Ильховский, 1982), <Милый, дорогой, любимый, единственный> (режиссер Д.
Асанова, 1984), <АССА> (1987), <Черная роза - эмблема печали, красная роза -
эмблема любви> (1989) и <Дом под звездным небом> (1992) С. Соловьева;
участники группы были одними из героев документального фильма <Рок>
(режиссер А. Учитель, 1987) и главными - в ленте (режиссер М. Эптид, 1989,
США). |