Джимми Пейдж, будущий основатель Led Zeppelin, к 20 годам считался
самым известным сессионным гитаристом Лондона. В 1966 году друг и
коллега Джефф Бекпригласил его в свою группу The Yardbirds в
качестве басиста, а когда Бек ушел, Пейдж занял место ведущего
гитариста.
Однако дни The Yardbirds были сочтены, и в 1968 году Пейдж и
менеджер Питер Грант решили сформировать новую группу. На роль
басиста позвали известного студийного музыканта и аранжировщика
Джона Пола Джонса; вокалиста Роберта Планта и барабанщика Джона
«Бонзу» Бонэма ангажировали из города Бирмингема (там Плант и Бонэм
одно время играли вместе в команде Band Of Joy). Группу сначала
назвали New Yardbirds, но затем изменили название на Led Zeppelin,
вспомнив шутливое напутствие Кита Муна из The Who, сказавшего, что
их команда «провалится, как свинцовый дирижабль». Однако группу
ожидал невероятный взлет и слава пионеров хард-рока. Первый альбом
Led Zeppelin (январь 1969) в стилевом отношении еще можно обозначить
как «тяжелый блюз» («You Shook Me», «Dazed & Confused», «I Can’t
Quit You, Baby»), но во втором (октябрь 1969) на блюзовой почве уже
полностью откристаллизовались признаки хард-рока с его опорой на
риффовую технику и жесткий ритм («Whole Lotta Love», «Heartbreaker»,
«Moby Dick»).
Собственно, именно в связи со вторым диском Led Zeppelin в прессе
начала муссироваться и получать музыкально-стилевое наполнение
берроузовская метафора «heavy metal». Сама же группа обретала почти
мифологический статус. Белокурый красавец Плант с его высоким,
несколько инфантильным голосом, скромный и милый Пол Джонс,
безупречно владевший басом (а также клавишными), массивный Бонэм,
чья манера отличалась необычайной мощностью, и, конечно, хрупкий и
артистичный Пейдж, вдохновенная виртуозность которого доводила зал
буквально до экстаза…
Led Zeppelin создавали грандиозный сверхплотный саунд, новую
звуковую реальность, в которую нельзя было войти, но следовало
окунуться. (Следует отметить, что продюсером всех дисков стал Джимми
Пейдж, вложивший немало оригинальных звукорежиссерских – да и
исполнительских – находок в создание «фирменного» саунда Led
Zeppelin). Еще до выхода первого альбома, во многом благодаря
грамотному менеджменту Питера Гранта, группа подписала контракт с
фирмой Atlantic и начала интенсивную гастрольную деятельность, сразу
же завоевав Америку. Led Zeppelin моментально оказались в числе
групп со скандальной репутацией: интимные детали из жизни музыкантов
активно интересовали журналистов и слушателей; сами же артисты щедро
дарили такие подробности жаждущим (особенно это касалось жизни на
гастролях). Постепенно участники команды остепенились, обзавелись
детьми, поместьями и замками (Пейдж, в числе других объектов
недвижимости, приобрел имение знаменитого мистика Алистера Кроули),
однако истории о погромах в отелях, пьяных драках и прочем
недостойном поведении продолжали просачиваться в прессу.
Третья и четвертая пластинки Led Zeppelin (1970, 1971; так же, как и
первые две, они не имели названий, обозначаясь порядковыми номерами,
а на четвертой при первом издании не было обозначено даже название
группы) уже не оставили никаких сомнений в том, что Led Zeppelin –
явление не менее значимое, чем The Beatles. В этих работах
раскрылись новые грани творческого имиджа группы – их интерес к
староанглийскому фольклору, древним преданиям, мистике, психоделике
(«Gallows Pole», «The Battle Of Evermore», «Misty Mountain Hop»); в
саунде усилилась доля акустики. С новой силой прозвучала и тема
неразделенной любви (минорный блюз «Since I’ve Been Loving You»). А
«Stairway To Heaven», стремительно разворачивавшаяся из лирической
баллады в полный драматизма рок-антем, была признана критиками
«лучшей рок-композицией всех времен и народов». Альбом «Houses Of
The Holy» (1973) отразил тенденцию к усложнению, «полифонизации»
музыкального языка, обогатившегося за счет использования нетипичных
для рока ритмических и композиционных структур, элементов других
стилей – например, фанка («Dancing Days»).
В 1974 году Питер Грант в рамках корпорации Atlantic организует
собственный лейбл Swan Song, на котором в дальнейшем выходят альбомы
Led Zeppelin. Первым из них стал двойник «Physical Graffiti», в
котором еще более полно воплотились философские раздумья о жизни и
смерти («In My Time Of Dying», «Trampled Underfoot», «In The
Light»), ярко раскрылся интерес к Востоку («Kashmir». Словно
предупреждение в ответ на слишком смелые попытки музыкантов
проникнуть в «высшие сферы», на группу начали сыпаться несчастья:
Пейдж растянул связку на мизинце, лишившись возможности играть
сложные гитарные пассажи, Плант с семьей попадал в серьезную
автомобильную аварию.
В 1976 году Led Zeppelin выпустили одну из своих самых глубоких и
трагических работ – «Presence», название которой отражало
максимальный «эффект присутствия», огромную степень чувственного
воздействия группы на слушателя. Такие вещи, как «Achilles Last
Stand», «Nobody’s Fault But Mine», «Tea For One», удивительным
образом сочетали сверхинтенсивный тон высказывания и медитативную
углубленность, композиционно-ритмическую изощренность и
интонационную насыщенность. В том же году вышел фильм «The Song
Remains The Same», в котором документальные концертные съемки
(запись с концерта в Madison Square Garden в июле 1973 года)
микшировались с полуфантастическими сюжетами, снятыми о каждом
участнике команды. Отдельно, в виде двойного альбома, был издан
саундтрек к фильму (на сегодняшний день это единственный официальный
«концертник» Led Zeppelin).
На очередных американских гастролях группу настигло печальное
известие: умер маленький сын Планта. Led Zeppelin ушли в тень на
долгих полтора года. Лишь в 1979 году увидел свет альбом «In Through
The Out Door», в котором в более полной мере, чем раньше, раскрылись
композиторские и аранжировочные способности Джона Пола Джонса.
«Барочное» клавишное соло в «All My Love» было и остается, наверное,
одним из самых красивых и трогательных музыкальных высказываний в
истории рока вообще. Альбом как бы заглядывал в будущее, в эру
«новой волны», намечал новые тенденции в творчестве Led Zeppelin...
Однако ему суждено было стать последней «прижизненной» работой
группы.
Утром 25 сентября 1980 года Джон Бонэм был найден мертвым в спальне
нового дома Джимми Пейджа, куда накануне вся команда приехала после
репетиции. Вскрытие показало, что Бонза умер, захлебнувшись рвотными
массами после того, как в течение 12 часов принял 40 порций водки.
Смерть барабанщика потрясла всех, и оставшиеся члены Led Zeppelin,
еще на заре своей карьеры поклявшиеся, что группа будет существовать
до тех пор, пока будут вместе ее участники, объявили о роспуске
коллектива.
В 1982 году вышла в свет пластинка под названием «Coda», в которой
были представлены неизданные ранее записи Led Zeppelin (начиная с
1969 года), в том числе и развернутое барабанное соло Бонэма,
подвергнутое Пейджем студийной обработке («Bonzo’s Montreux»). Плант
и Пэйдж впервые после распада "Дирижабля" объединились под маской
The Honeydrippers, где при участии Найла Роджерса, Джеффа Бека и
других известных музыкантов записали изящный EP из 5 поп-стандартов
50-60-х годов, включая суперхит "Sea of Love". Дважды
экс-зеппелиновцы собрались вместе на сцене: в 1985 году на фестивале
Live Aid, и в 1988 году, на концерте в честь 40-летия компании
Atlantic (с сыном покойного Бонэма, юным Джейсоном в качестве
ударника). Сейчас бывшие зеппелиновцы занимаются сольной
деятельностью и продюсированием; Плант и Пейдж выпустили несколько
совместных работ. Однако периодически возникающие слухи о
воссоединении группы остаются лишь слухами. Дискография: «Led
Zeppelin – I» (1969) «Led Zeppelin – II» (1969) «Led Zeppelin – III»
(1970) «Led Zeppelin – IV» (1971) «Houses Of The Holy» (1973)
«Physical Graffiti» 2 LP (1975) «Presence» (1976) «The Song Remains
The Same» 2 LP (1976) – концертный альбом, также видео «In Through
The Out Door» (1979) «Coda» (1982) |